Шестикрылый Серафим (seraph6) wrote,
Шестикрылый Серафим
seraph6

Categories:

Vampire: the Masquerade - Bloodlines

Вот уже вторую неделю вечерами я выпадаю из реальности, чтобы погрузиться в мрачный мир игры "Vampire: the Masquerade - Bloodlines", разработанной компанией Troika Games, программисты которой когда-то создали легендарный Fallout.
Жанр - action/RPG. Место действия - World of Darkness, придуманный компанией White Wolf. Нет, это не параллельный мир и не другая планета. Это - самый обычный Лос-Анджелес, вот только населяет его помимо людей множество сверхъестественных существ, и в первую очередь - вампиры. Они соблюдают древний договор о Маскараде, согласно которому люди ничего не должны знать об их существовании.
Вампирское общество далеко не однородно, в нем кипят страсти и плетутся интриги почище любых, что знала человеческая история. Старейшины различных кланов и группировок борются за власть, а молодое поколение стремится подсидеть старейшин. Все вместе это называется Джихад (Jihad).

Главный герой - обычный человек, которого, пользуясь терминологией "Ночного дозора", инициирует вампир. В терминах мира тьмы это называется "объятие" (The Embrace). Благодаря заступничеству одного из лидеров вампирского общества новоиспеченного вампира оставляют... нет, не жить... правильнее сказать - существовать. Вам предстоит научиться выживать в этой новой для себя роли, тем более, что случилась эта неприятность с вами в весьма интересное время. Вампирское общество встревожено появлением в городе, а затем и внезапной пропажей могущественного артефакта. И Камарилла, и свободолюбивые Анархи, и даже загадочные Куэ-Джин послали своих агентов на поиски. Вам тоже предстоит принять участие в расследовании, но вот кому вы принесете результаты? А может быть, лучше всего блюсти только свои собственные интересы?
Вам предоставлена полная свобода действий. Каждую задачу можно решить далеко не одним способом. Многое зависит от первоначального выбора персонажа. Клан (bloodline) - это, своего рода, вампирская раса. Свободолюбивые и агрессивные бойцы Бруха, погруженные в свой внутренний мир оборотни Гангрел, уродливые и скрытные шпионы Носферату, полубезумные ясновидцы Малкавиан, артистичные, и, пожалуй, самые человечные ценители прекрасного Тореадор, таинственные и загадочные маги Тремьер, властные и самоуверенные аристократы Вентру - выбор за вами. Каждый клан обладает своими плюсами и минусами, каждый платит свою цену за развитие тех или иных способностей и талантов. Выбрав клан своего персонажа, решайте, какие навыки развивать в первую очередь, без чего нельзя обойтись в мире тьмы, а к чему можно вернуться позже. Интересно, что вместо прямого выбора клана персонажа и его стартовых способностей вы можете пройти небольшой психологический тест, по результатам которого вам сгенерируют персонажа, максимально отвечающего вашим личностным качествам.

Для каждого конкретного персонажа вам придется каждый раз вырабатывать новый стиль игры.
Вам нужно пройти в запретную зону мимо охранника? Выбейте мозги ему и тем, кто прибежит на шум, и проходите! А может быть, убедить охранника, что вы имеете право пройти туда? А может быть, незаметно проскользнуть за его спиной? А может быть, погрузить его в транс мановением руки и спокойно пройти, пока он не очухался?
Вам нужно узнать пароль для кодового замка сейфа? Заплатите одной из сотрудниц и пароль ваш! А может быть, лучше загипнотизировать девушку и она скажет пароль бесплатно? А может быть, пофлиртовать с ней, и она сама выболтает все пароли и явки? А может быть, проще всего взломать ее компьютер и прочитать пароль в письме от службы безопасности?
Вас просят разобраться с нарушением Маскарада: молодой вампир подружился с человеком и рассказал ему о реальном положении вещей, а тот, хотя и не поверил, собрался писать книгу и снимать фильм. По вампирским законам оба приговорены к смерти. Вы можете убить обоих. Вы можете пощадить человека, отобрав черновики и запугав его так, что он никогда не вспомнит о своих планах. Вы можете пощадить незадачливого кровососа, изгнав его из города. Вы можете стрясти деньги за этот акт милосердия или сделать это из чистого человеколюбия. Каждое решение приведет к определенным последствиям. Выбор всегда за вами.

Помимо врожденных базовых атрибутов, знакомых каждому любителю RPG, таких как сила, выносливость, интеллект или харизма, ряда приобретаемых знаний и навыков вроде умения обращаться с огнестрельным оружием или торговаться, а также уникального для каждого клана набора дисциплин - сверхъестественных вампирских способностей, есть еще одна важная характеристика - человечность. С каждым сомнительным поступком (например, убийством невинного человека) вампир постепенно теряет человечность, рискуя впасть в состояние одержимости (Frenzy), когда Зверь, скрытый внутри него, вырывается на свободу и крушит все вокруг, убивая налево и направо. То же самое может случиться, если вампир давно не пил крови и сходит с ума от жажды. А как вы помните, Маскарад нарушать нельзя - пять инцидентов, и на вас объявит охоту не только человеческая полиция, но и сами вампиры. Впрочем, утраченную человечность можно вернуть, совершив несколько добрых поступков или даже просто на какое-то время «почувствовав себя человеком» - например, придти в ночной клуб и минут пять попрыгать на танцполе вместе с людишками. То же и с нарушением Маскарада: если вы забылись настолько, что напились кровушки на виду у всех, неплохо бы загладить вину, выполнив какое-нибудь задание по поддержанию Маскарада. Вот, например, к людям в руки попал образец крови оборотня - надо бы выкрасть его из сейфа местного госпиталя…

А крови хочется частенько. Кровь заживляет раны, кровь дает вампиру сверхъестественные способности и расходуется при их использовании. Впрочем, ходячих источников крови вокруг сколько угодно, главное - не перестараться, не высосать «донора» досуха, и не делать это там, где кто-то может заметить. Конечно, легкодоступные бомжи и проститутки не так питательны, как более благополучные жители. «Тебе бы попробовать кандидата наук», - как мечтательно замечает один из персонажей.

Брезгливым аристократам Вентру приходится хуже всего: остальные могут в случае острой жажды сосать кровь хотя бы из крыс, в изобилии водящихся в канализации, а Вентру скорее всего вырвет даже от крови проститутки, не говоря уже о бомжах. Впрочем, обладая мощным даром убеждения, Вентру способен очаровать какую-нибудь девчонку в ночном клубе и вдоволь попить кровушки, пока все остальные думают, что он страстно целует ее в шейку, или погрузить в транс добропорядочного горожанина, имевшего несчастье свернуть с освещенных улиц в темную подворотню. И вообще, пацифисты Вентру предпочитают не пачкать руки банальной дракой, если можно обойтись уговорами, устрашением или, на худой конец, прямым принуждением с использованием вампирских способностей. Все дисциплины клана Вентру - скорее защитного свойства. Они могут повышать собственную сопротивляемость повреждениям и подавлять врагов одним своим присутствием, от чего те теряют силы и впадают в панику. Еще одна дисциплина, доступная помимо Вентру только магам Тремьер, позволяет погружать противников в транс, заставлять их забывать о вашем существовании, а на высших уровнях - даже совершать массовые самоубийства. Вот только против других сверхъестественных существ она, к сожалению, малоэффективна.

Полная противоположность Вентру - задиры Бруха. Может быть, они не умеют так ловко манипулировать чувствами и желаниями других, и не очень умны, зато все, что касается рукопашного боя, стрельбы и владения холодным оружием - это по их части. Бунтари и борцы за свободу, они большей частью отрицают Камариллу - «профессиональное» объединение вампиров, управляемое принцем ЛаКруа (естественно, Вентру), и даже создали ей в противовес группировку, известную как Анархи, формально никем не возглавляемую. Дисциплины Бруха идеально подходят для применения в бою - нечеловеческая скорость, сила и быстрота реакции, а также способность подавлять волю врага своим присутствием, такая же, как у Вентру. Расплата за силу и горячий нрав - высокая подверженность одержимости. Зверь силен в Бруха и только и ждет случая вырваться из подсознания на волю...

Одиночки Гангрел тоже не совсем в ладу со Зверем внутри. Им легче впасть в одержимость, чем представителям других кланов, не считая Бруха. Но они научились извлекать из этого пользу, получая дополнительную силу во время приступов одержимости. Кроме того, им подвластны животные, которых они могут насылать на своих врагов и уникальная способность обращаться в могучего клыкасто-когтистого монстра во время боя.

Клан Носферату выделяется среди всех прочих. Инициация изменяет их тела до такой степени, что само их появление на людях будет нарушением Маскарада. Они не могут появляться на освещенных улицах и вынуждены передвигаться по канализации, питаясь крысами и поднимаясь на поверхность только в темных закоулках, где никто не может их видеть. Зато они развили искусство маскировки до такой степени, что никто не сможет увидеть их, пока они сами не захотят этого. Под уродливой внешностью обитателей теней скрывается острый ум - они наблюдательны, осторожны, талантливо добывают и надежно хранят информацию, что делает их практически идеальными разведчиками. Они знают обо всем и обо всех, и их услуги постоянно востребованы в вампирском обществе.

Вампиры клана Тореадор в прошлой жизни были артистами, актерами или художниками. Они помнят и ценят свое прошлое, а потому легко находят общий язык с людьми. В отличие от других кланов, они рассматривают людей не только как пищевую базу, но и как приятных собеседников. Как и Вентру, они имеют повышенную способность к убеждению, но если Вентру скорее привыкли повелевать, убеждать или угрожать, то Тореадор скорее прибегнут к вкрадчивому увещеванию, а то и соблазнению жертвы. Расплата за такое тонкое понимание людской натуры - ускоренная потеря человечности при совершении злодеяний против людей. Вампирам Тореадор, как и магам Тремьер, присуща способность видеть ауры всех живых существ. Это бывает полезно, чтобы, не входя в помещение, прямо через стену оценить количество и природу возможных противников в нем.

Клан магов крови Тремьер тоже держится несколько особняком в вампирском обществе. Они хранят тайны своих ритуалов от всех непосвященных и остальные кланы не доверяют Тремьер, полагая, что они преследуют какие-то собственные цели. Клан даже имеет собственную штаб-квартиру и собственного регента. Уникальная способность вампиров Тремьер - использование магии крови, недоступной более никому. Они могут дистанционно высосать кровь из жертвы, наслать на нее болезнь или окружить себя непроницаемым кровавым щитом. Плата за такое могущество - физическая слабость. Вампиры Тремьер не могут повысить ни один из базовых физических атрибутов - силу, ловкость или выносливость выше 80% от уровня, доступного остальным кланам.

Наконец, возможно, самый загадочный из кланов - Малкавиан. Инициация не изменяет их тело, подобно телам Носферату, но поражает безумием их мозг. Малкавиан страдают одновременно паранойей, шизофренией и еще парой-тройкой психических заболеваний. В этом их слабость, и в этом их сила. Малкавиан постоянно находятся в измененном состоянии рассудка: они слышат голоса из пустоты, они разговаривают с фонарными столбами, они видят то, чего никто другой не замечает. Они легко находят спрятанные предметы, у них случаются озарения. Наконец, они могут заразить своим безумием других - наслать на врага галлюцинации или заставить его сражаться на своей стороне.

Вы уже прониклись духом мира тьмы? Это неплохо звучит и в описании, но представьте себе, что вас ожидает, когда вы начнете играть! Игра очень атмосферная! Движок второго халфлайфа, может быть, немного сыроватый, тем не менее творит чудеса. Почти в самом начале игры в одном из заданий вам придется посетить заброшенный отель, в котором обитает привидение, чтобы попытаться его оттуда изгнать. Такой реальной атмосферы ужаса я давно не наблюдал ни в кино, ни в играх. Вроде бы ты понимаешь, что это игра, и даже в игровой вселенной ты - вампир, которому привидение не в состоянии причинить сколько-нибудь заметный ущерб. Однако реальные нервы игрока натянуты до предела и сердце нет-нет, а пропустит удар, а виртуальные руки то и дело тянутся к виртуальному револьверу, когда в полутемном коридора раздается женский крик и силуэт в платье пересекает тебе дорогу, а когда ты сворачиваешь за угол, чтобы последовать за ним, то натыкаешься на мужчину с залитым кровью топором в руках, который тает в воздухе, едва ты наводишь на него дрожащий ствол...
Настоящий шедевр - диалоги. Артикуляция персонажей безупречно синхронизирована с их речью, игра очень качественно озвучена профессиональными актерами, а тексты поражают жизненностью и донельзя уместным черным юмором. Очевидно, что опции в диалогах должны зависеть от того, за какой клан вы сели играть. Понятно, что отличаться должны большей частью реплики, зависящие от особых способностей того или иного клана. А теперь представьте себе, что диалоги для чудиков Малкавиан были переписаны целиком и дают почувствовать всю их ненормальность в полной мере. Разумеется, речь идет об оригинальной английской версии. Насколько мне известно, отечественные русЕфЕкаторы еще не успели добраться до игры и, как обычно, все испортить.

В общем, пора подводить итоги, я и так написал гораздо больше, чем сперва собирался. Игра - несомненный шедевр, который понравится любителям и RPG, и квестов, и даже, пожалуй, шутеров (благо, арсенал огнестрельного оружия предлагается обширный, только вот против вампиров оно малоэффективно, а людей можно уничтожать и более интересными способами). Особенности поведения игрока в зависимости от выбранного клана - гарантия того, что игру можно с интересом проходить более одного раза. Даже такой мелкий нюанс, как пол персонажа (да-да, можно играть и вампиром, и вампиршей) имеет значение, ведь там, где играя вампиром, можно было соблазнить женщину, теперь придется искать обходные пути, а там, где раньше приходилось применять грубую силу, можно испробовать силу женских чар.
Обилие задач, требующих решения в игре и разных способов их решения, обещает, что каждый раз вам будет рассказана немного другая история, у которой, возможно, совсем другой финал.
Играйте. Удачи!
Tags: игры, рецензии
Subscribe

  • И о подарках

    Многие задаются вопросом - как правильно выбрать подарок? Допустим, вы идете в гости на день рождения (или вот на Новый год, например) и хотели бы…

  • О вреде незнания иностранных языков

    Звонит мне, значится, барышня из неважно какого отдела и сообщает, что у нее плоттер не печатает, потому что низкий уровень синих чернил. Я немножко…

  • Год петуха

    Так получается, что когда я утром продираю зенки и сажусь пить свою первую чашечку кофе, у меня перед глазами оказывается телевизор, включенный на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments